МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Шамрай Л.Э.,
заместитель директора по УМР
О возрастающей роли образования в период перехода России к демократическому и правовому государству, при существующей опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного роста говорится в концепции модернизации российского образования до 2010 года. Информационное общество, которое сложилось благодаря массовому использованию современных технологий, диктует свои требования к системе образования: повышение качества, конкурентоспособности, динамическое и опережающее развитие. Одним из приоритетных направлений модернизации российской школы, на которое обращает внимание Концепция, является информатизация. Информационные технологии, упрощающие работу с информацией, способны помочь системе образования выполнять запросы общественности и выпускать специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Под информатизацией педагогического процесса рассматривается комплекс мероприятий по обучению педагогической общественности и учащихся современным информационным технологиям, вовлечению их в активное использование глобальной сети Интернет, формированию информационной культуры. Таким образом, владение информационными технологиями всеми участниками образовательного процесса должно достигать уровня, позволяющего использовать их в профессиональной деятельности.
Условий внедрения информационных технологий в педагогический процесс много, одним из основных хочется выделить подготовку педагогических кадров к освоению компьютерных технологий обучения и внедрению их в образовательный процесс. Проблему подготовки преподавателей к информатизации образовательного учреждения призваны решать курсы повышения квалификации преподавательского состава, которые в проводились как в нашем учебном заведении, так и в Белгородском региональном институте повышения квалификации. Преподаватель информатики Безухова Е.А. разработала программу курсов для преподавателей и мастеров п/о.
Цель курса «Информационно-коммуникационные технологии – методическая поддержка преподавателя» - научить преподавателей использовать информационные технологии в своей деятельности, предоставить возможность личностного, профессионального роста и самообразования. На начальном этапе подготовки преподавателей необходимо выяснить уровни владения перспективными компьютерными технологиями всего педагогического коллектива. Совершенно условно можно выделить три уровня информационной компетенции преподавательского состава:
Первый – умение работать с текстовой информацией
Второй – умение работать с пакетом MS Office, Интернетом и электронной почтой
Третий, профессиональный уровень, – умение использовать программные средства по профилю учебной дисциплины.
Такое разделение является неточным, т.к. часть преподавателей, умеющих работать с текстовой информацией или Интернетом не соблюдают основных правил Word, слабо ориентируются в системе MS Windows, однако, к примеру, работают в музыкальных или графических редакторах, тогда как другие владеют только текстовым редактором и не используют другие возможности компьютера.
В зависимости от уровня подготовки, профильной направленности, программа курсов предлагает слушателям обучение, необходимое в профессиональной деятельности.
Учебный курс рассчитан на 12 часов, ориентируется на основной профиль нашего образовательного заведения и носит практический характер. Инвариантная часть курса должна обеспечить преподавателя и куратора методической поддержкой, помочь в организации воспитательной и учебной деятельности. Вариативная часть должна научить использовать информационные технологии в зависимости от профиля преподаваемой дисциплины.
Практические работы построены таким образом, что по окончании курса, преподаватели выходят с портфелем работ, готовых к применению на своих уроках. В этот портфель входят:
Кроме того, преподаватели знакомятся с секретами Word, учатся работать с электронной почтой и осуществлять поиск информации в Интернете, работать с мультимедиа-энциклопедиями и готовыми электронными учебниками, общаться со студентами или коллегами на форуме, который организован на внутреннем сайте нашего учебного заведения.
В течение учебного года методической службой техникума проделана следующая работа в рамках решения поставленных задач по внедрению ИКТ в учебный процесс:
Радует, что ИКТ применяется не только в учебной, но и воспитательной работе: стало нормой проведение классных часов, бесед, предметных декад, внеклассных мероприятий с применением компьютера.
Нужно отметить, что в техникуме часть преподавателей применяет в своей деятельности готовые электронные учебники, разрабатывает и внедряет собственные цифровые электронные ресурсы, адаптирует готовые электронные программы. Но у части преподавателей и, особенно, мастеров п/о еще низкая мотивация на работу в новом направлении. Процесс информатизации идет не так быстро, как хотелось бы. Переход от одного состояния в другое, работа в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях, как правило, требует от педагогов специальных усилий. Нельзя сказать, что тормозом является нехватка компьютерной техники. В техникуме ее много, больше чем где-либо. Наверное, не всегда преподаватель готов использовать в своей работе новейшие информационные технологии, большинство еще использует только традиционные формы проведения урока. Проблема не в том, что люди плохо воспринимают новые идеи, а в том, что они с трудом отказываются от старых.