Белгородский политехнический колледж

ОГАПОУ "Белгородский политехнический колледж"


Педагогическая целесообразность использования ИКТ на уроках гуманитарного цикла.

 

Гонтарь Т.Л.,

преподаватель общественных дисциплин.

 

Наиболее популярной из всех современных технологий на данном этапе является информационно-коммуникационная. Многие педагоги проходят курсы обучения работе с компьютером, скупают диски с презентационными уроками. Возникает проблема: а целесообразно ли с головой окунаться в эту технологию, когда твой многолетний педагогический опыт даёт хороший результат и без использования ИКТ? В своём докладе я попытаюсь рассмотреть плюсы и минусы данной технологии.

Начнём с плюсов. Во-первых, в сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату, появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм. Это уже второй плюс.

Как учитель-практик, я выделила несколько направлений работы с использованием презентации на уроке – анализе:

  • работа с текстовыми слайдами, где могут быть представлены цитаты, готовые материалы для чтения, лингвистические упражнения, вопросы, подобранные по микротеме по принципу углубления в текст;
  • работа с графическими слайдами, позволяющая соединять схемы из отдельных частей, применять готовые опорные рисунки, таблицы;
  • работа с иллюстративными слайдами, в которых можно использовать сопоставительные задания, вопросы по синтезу искусств;
  • работа со слайдами-загадками, где даются задания на образное мышление, на наблюдательность;
  • работа с синтезированными слайдами, где даются сопоставительные задания разного характера, с использованием текстовых, видео- и аудиорядов.

Наиболее интересной считаю методику по использованию эффектов анимации как средства обучения: работу со сменой цвета текстовых и иллюстративных объектов, изменением их размера, выделением ключевых слов, использованием некоторых цветовых и анимационных решений для развития зрительной памяти и др.

Третий плюс – это работа самих учащихся. Мои ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои экзаменационные рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера. Современные программы по литературе наряду с анализом и интерпретацией литературного произведения, написанием сочинений различных типов ставят и задачу поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Материалы к биографиям писателей, а также многие тексты критических статей, современных произведений, включенных в школьную программу, старшеклассники находят в данной сети. Таким образом, мы на уроках имеем возможность работать, не испытывая трудностей из-за отсутствия текстов, тогда как ещё несколько лет назад эта проблема стояла весьма остро.

Четвёртый плюс - облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш-картой.

Пятым достоинством ИКТ я считаю то, что грамотный педагог, создавая урок в рамках данной системы, начинает видеть занятие по-другому, начинает творить, развиваться, а умелое использование анимации приводит к созданию эксклюзивных методических приёмов.

Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.

Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т. д.

Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока геометрии, математики цвет объекта не важен, то на МХК или литературе очень.

В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много.

Четвёртый минус вытекает из вышесказанного. На данный момент нет даже попытки создать методическое пособие по использованию ИКТ на уроках, не выявлены основные приёмы и методы работы в данном направлении, и учителю приходится интуитивно их находить. Трудно и оценивать такие уроки, ведь применить к ним классические схемы анализа трудно, а новых форм нет.

Каковы же результаты использования ИКТ на моих уроках? Это повышение интереса к предмету. Хорошо сдают ребята итоговые и переводные экзамены (качество от 60 до 85%). Мои ученики часто побеждают на предметных олимпиадах, успешно участвуют в конкурсах исследовательских работ, в конкурсах.

Так применять или не применять ИКТ? Мне кажется, каждый решает для себя сам. Современные уроки должны быть разными, рядом с передовыми технологиями, которые пока ещё не зарекомендовали себя, должны стоять и классические, проверенные временем. Однако жизнь стремительно движется вперёд, ещё несколько лет назад мобильный телефон и компьютер были роскошью, а теперь так трудно представить себе без этих предметов ученика, да и учителя тоже. Если педагог не боится рискнуть, хочет разнообразить свою деятельность, сблизиться с учениками, он должен входить в этот новый образовательный формат.